ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ СЕГОДНЯ
ИЛИ ПРИЧИНЫ РАЗНОГЛАСИЙ
Мы запускаем космические корабли к Марсу, побеждаем смертельные болезни, клонируем животных… и по-прежнему не можем найти общий язык со многими людьми.

В чём причина непонимания? Почему мы периодически конфликтуем с близкими людьми?
И можно ли это предотвратить?
Согласно легенде о Вавилонской башне, на раннем этапе существования мира все люди говорили на одном языке. И вот однажды они захотели построить башню до самого неба. Их цель состояла в том, чтобы прославить своё имя, а также быть ориентиром для потерявшихся людей.
План был хорош, но люди не взяли в расчёт ревнивую подозрительность и всемогущество божества.

Пока они рьяно работали, Бог спустился с неба посмотреть город и башню, которые люди так быстро воздвигали. Ему не понравилось их намерение вскарабкаться на небо и нанести ему бесчестие в собственной обители, и Бог разделил их язык на разные, а людей рассеял по всему свету.
Таким образом, люди прекратили строить башню и перестали понимать друг друга.


Не один век этой легенде, а мы и сейчас говорим на разных языках. Есть ли научное объяснение этого явления? Да. Дело в так называемых «фильтрах внимания», через которые мы пропускаем всю поступающую информацию и с помощью которых мы «понимаем» окружающий мир и взаимодействуем с ним.
Психологи называют их (фильтры) метапрограммами.
ЧТО ТАКОЕ МЕТАПРОГРАММЫ И СКОЛЬКО ИХ ВСЕГО?
Метапрограммы – это привычные фильтры или цензоры, которые мы автоматически (часто не осознавая) применяем ко всему, что видим, слышим и чувствуем. Именно эти программы предварительно отбирают то, что будет представлено нашему сознанию.

Например, компания друзей, путешествуя по миру, обращает внимание на разные вещи: кто-то на природу, кто-то на встречающихся людей, один ощущает время («как бы нам не опоздать на самолёт»), другой восхищается свободой (и вполне может забыть про самолёт, если бы не «зануда»-товарищ, который всё время напоминает, что время не резиновое).

Как правило, крайности встречаются редко, но сочетание метапрограмм создаёт уникальность восприятия мира, как бы предопределяя отношение к нему.

Ниже пойдёт речь о метапрограммах. Всего их порядка сорока, мы рассмотрим основные и самые интересные.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ МИРА
Первая из основных метапрограмм. Она определяет то, на что человек обращает внимание в первую очередь. На что направлено основное внимание, о чём человек говорит в первую очередь.

Принято выделять шесть категорий:
ЛЮДИ
МЕСТА
ВРЕМЯ
ВЕЩИ/ДЕЙСТВИЯ
ПРОЦЕДУРЫ/ПРОЦЕССЫ
ЦЕННОСТИ

Если с первыми тремя всё более-менее понятно, то про оставшиеся нужно рассказать чуть больше.
Так, люди с метапрограммой «ВЕЩИ/ДЕЙСТВИЯ» имеют тенденцию все описания сводить к описанию вещей и действий, классифицировать всё через эти категории. «Мы вышли из самолёта, сели в автобус и приехали в отель. Затем устроились в номер и пошли ужинать». Вот и сказке конец. Нельзя обвинять человека в том, что он скуп на слова. Он в действительности видит мир под таким углом, т.к. это определяет его метапрограмма.

Обладатель метапрограммы «ПРОЦЕССЫ/ПРОЦЕДУРЫ» чаще других употребляет глаголы и более детально описывает действия. Например, «Собираясь в отпуск, я сверил всё с составленным заранее списком вещей. Сложил верхнюю одежду с отдельную сумку, в чемодан же упаковал то, что понадобится по приезде. Закрыл его на код и поставил в коридор, где он будет ждать своего часа».

«ЦЕННОСТИ», в данном контексте, - это основание для действий, их причины. «Для меня путешествие – это свобода!» - говорит о своих ценностях путешественник. «А для меня путешествие – это возможность узнать что-то новое, постоянно развиваться» - отвечает ему собеседник.
Ценности
2. ФОКУС СРАВНЕНИЯ:
СХОДСТВО-РАЗЛИЧИЕ
Данная метапрограмма, среди прочего, помогает понять:
Сможет ли человек жить и работать в условиях повторяющихся событий и рабочих заданий?
Какова потребность в изменениях у этого человека? Какой для этого человека временной цикл для проектов, задач или мест работы?
Хочет ли этот человек двигаться от одного занятия к другому быстро или предпочитает, чтобы всё оставалось стабильным на протяжении долгого периода времени?

Для примера, возьмём трёх персонажей
Марину, Елену и Петра.
Марина – обладатель метапрограммы СХОДСТВО.

Она чувствует себя комфортно, когда мир вокруг остаётся тем же самым. В работе предпочитает повторяющиеся действия и алгоритмы. Но медленно адаптируется к изменениям в целях и планах. Можно быть уверенным в продуктивности Марины, если рабочее окружение остаётся стабильным и повторяющимся.
Время стабильности – 10 и более лет.
Определить метапрограмму СХОДСТВО можно по речи, в ней часто звучит «Это тоже, что и…».

Елена, напротив, обладатель метапрограммы РАЗЛИЧИЕ.

Что же их отличает?
Елена обожает браться за всё новое, революционное, исключительное.
Хочет в мире видеть всё новое, изменяющееся. В работе обожает внедрять новые области. Только-только достигнув успеха, Елена уже берётся за что-либо другое. Она часто форсирует изменения. Выполнение работы зависит от возможности генерировать уникальные элементы.
Время стабильности – полгода-год.
Определить метапрограмму РАЗЛИЧИЕ можно также по речи, в ней описываются различия, которые детализируются. Например, «Абсолютно новое, совершенно другое…», «Эта сумка совершенно другая: здесь большие стразы и цвет совершенно не такой, отличается на два тона».

А что же Пётр? У Петра, как и у многих из нас, смешанная метапрограмма СХОДСТВО С РАЗЛИЧИЯМИ.

Он принимает некоторые изменения, если они происходят не слишком часто. В работе любит делать похожее, но улучшенное или исправленное. Предпочитает похожую деятельность, но, в отличие от Марины, в чём-то уникальную. На Петра можно положиться в выполнении задания, если в рабочей ситуации есть некоторые инновации и вариации.
Время стабильности – от 3 до 7 лет.
В речи Петра сначала подчёркиваются сходства, а затем различия. Или наоборот – сначала различия, затем сходства.

3. КАНАЛ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ
Марина - КИНЕСТЕТ.

Темп речи у неё более медленный (каждое слово нужно прочувствовать). Описывая отдых, Марина скажет: «Как только я ступила на эту землю, мне в лицо подул горячий ветер. И солнышко так грело. И море было тёплое и песок так приятно обволакивал ноги…». Марина описывает то, что чувствует. Елена делится тем, что видела, а Пётр – что слышал. Это не означает, что они не способны воспринимать другие каналы. Это означает, что у каждого есть предпочтительный (привычный, доминирующий) способ.
Елена – так называемый ВИЗУАЛ.

Её речь имеет быстрый темп, часто звучат слова: посмотри, увидеть, яркий, тусклый… И описание всего, что можно увидеть. «Когда я впервые прилетела в Таиланд, я увидела эти божественные пальмы! А какое красивое там море… И тайки улыбаются всё время». Для Елены отсутствие контакта глаз во время диалога означает, что её не слушают. Она и обидеться может.
Пётр же АУДИАЛ.

Его основной канал восприятия – слуховой. Он редко смотрит в глаза, т.к. сосредоточен на звуках. «Когда самолёт заглушил двигатель, а пассажиры начали шуршать своими пакетами и сумками, стюардесса звонким голосом попросила всех сесть и ждать приглашения». Речь его не такая быстрая, как у Елены. Скорее, она богатая на интонации. Пётр часто обижает Елену тем, что не смотрит ей в глаза. И искренне не понимает, почему она постоянно вторгается к нему в глаза.
И вновь мы говорим на разных языках…
Почему?


Используя инструмент метапрограмм, можно не только улучшить взаимопонимание с окружающими людьми, но и научиться прогнозировать их действия в той или иной ситуации.

Но об этом отдельный разговор.

Made on
Tilda